Москва. Издательство "Искусство" 1987г. А. Романенко
МИР СКАЗОЧНЫЙ И МИР РЕАЛЬНЫЙ
Сказки эпохи НТР
Фильм, который объединяет стихию сказки, приключенческий
сюжет и фантастическую коллизию, имеет много шансов стать популярным среди детей
и младших подростков. Подтверждение тому - большой успех телефильма
"Приключения Электроника", поставленного по мотивам одноименной книги
Е. Велтистова на Одесской киностудии режиссером К. Бромбергом (картина была
удостоена Государственной премии СССР за 1982 год).
В искусственно созданном мальчике Электронике есть черты
абсолютно прекрасного сказочного героя. В школе он проявляет феноменальные
научные и спортивные таланты. А с другой стороны, его жаль, хочется опекать.
Опекать сверхсильного - большой соблазн для любого ребенка. Тут ухвачены
сокровенные мотивы детской психологии, затронуты пружины чувств и поведения
ребенка.
Книгу Е. Велтистова отличает своеобразный интеллектуализм.
Автор не чурается научных терминов и понятий. Например профессор Громов
изъясняется в книге так:
"Я долго занимался изучением нервной системы человека и
пришел к выводу, что в информации, которую она передает, есть большие пропуски.
Мы часто не видим мир таким, какой он есть, даже таким, каким его видит
ребенок. Недаром говорят, что все дети - талантливые художники: они
воспринимают все ярко и точно. Словом, у меня появилась потребность взглянуть
на мир другими глазами, осмыслить его заново и целиком. И прежде всего -
представить, как относятся к природе и человеку звери, птицы, обитатели моря.
Здесь, как понятно, главное - сохранение животного мира планеты. За образец я и
взял способности разных животных, их особую чувствительность, их таланты, а
Электроник по схемам построил модель..."
Автор книги "Приключения Электроника" все время
напоминает, что перед нами не живой мальчик, а машина. Тут и электрический
провод с вилкой для включения в сеть, который ненароком выглянет из-под
курточки, и хриплый голос, и невозможность для него поплавать, как все
мальчишки, и отсутствие тех эмоций, которыми награжден человек самой природой.
Учительница рисования сильно разочарована, увидев в его работе вместо пейзажа,
субъективного взгляда, формулы на белом листе.
Электроник - сложнейший механизм. Получеловек-полумашина.
Наша фантазия сама дорисовывает его образ. А машине, конечно же, место в школе
- среди приборов и наглядных пособий. Финал книги как будто подтверждает это:
проходят годы, а Электроник, ничуть не меняясь, по-прежнему остается помощником
учителя математики. Но уже читатели не согласились с таким финалом. В своих
письмах они делились заветной мечтой: "Хочу дружить с Электроником",
"Хочу встретить такого друга, как Электроник"... Они отделили от
машины человеческое в ней, одухотворили мальчика-робота.
Телефильм в силу своей экранной природы пошел еще дальше.
Ведь Электроника играет не кукла, а живой маль- чик. У него мягкое, задумчивое
выражение лица, ему свойственна какая-то внутренняя сосредоточенность. Он
всегда окружен ребятами, охотно делится своими знаниями, не задается, способен
на благороднейшие поступки, на романтическую героику. О какой уж машине тут
может идти речь? Финальные слова профессора Громова из книги: "Я оставляю
вам Электроника", как и сам щедрый дар школе, здесь были бы неуместны. Они
грозили бы искажением самой нравственной идеи картины.
Фильм "Приключения Электроника" говорит о
возможностях человеческой личности и тогда, когда герой - обыкновенный
мальчишка из шестого "А" Сережа Сыроежкин, и тогда, когда участником
событий становится принявший его облик робот Электроник, а для всех ребят
просто Элик. Вот почему авторы фильма не заботились ни о том, чтобы показать
лабораторию, где был сконструирован Электроник, ни о том, чтобы
продемонстрировать его машинные свойства. Робот в образе мальчишки бегает
быстрее ветра, он обладает силой, какая не снилась штангисту, он поглощает
информацию и выдает ее с быстротой, которой может позавидовать любой ученый. И
все-таки он мальчишка, наделенный всеми недостатками и достоинствами,
свойственными его возрасту. Он доверчив, любопытен и крайне нетерпелив.
"Хочу всегда поступать по-своему, делать что нравится -
в общем, быть человеком", - объявляет Электроник своему создателю
профессору Громову. Слова эти перекликаются с песенкой его двойника Сережи
Сыроежкина - о том, как хорошо жить в свое удовольствие (Электроника и Сережу
играют братья Володя и Юра Торсуевы). Вот от этого наивного мальчишеского
эгоизма авторы фильма поведут своих героев к осмыслению понятия "быть
человеком". Оказывается, человеком нельзя стать сразу, по мановению
волшебной палочки. На свете нет вечного двигателя, но есть вечное движение,
развитие человеческой души. Человеком становятся всегда, во всех
обстоятельствах и всех возрастах, от мала до велика.
Для начала Элику и Сереже предстоит отказаться от жизни по
принципу "хочу".
Бесконечные каникулы оборачиваются для Сережи грустным
финалом. Уже и карусели надоели, и выстрелы в тире, и песни под гитару, и
мороженое кажется, увы, не таким вкусным. Тянет домой, к ребятам. К
человеческому теплу. Но ребята увлечены талантливым Эликом. И даже родители не
вспоминают о Сереже - Электроник заменил им сына. А человек не нужный никому -
какой же это человек? Началось все так безобидно: поменялись с роботом местами,
тот трудится, получает пятерки, завоевывает тебе авторитет, а ты блаженствуй.
Но, оказывается, эксплуатировать чужие способности нельзя, глядишь - потеряешь
сам себя.
"Человек я или не человек?" - тоскливо спрашивает
Сережа. Да ведь возвращать себе место в человеческой жизни тоже нужно...
по-человечески. А Сережа борется за свои права, ни о ком больше не думая. И
предает дружбу. Выдает тайну Электроника, больно ранит мальчишку-робота словом.
И Элик обидится, как обиделся бы на его месте любой мальчишка, убежит и
останется на свете один-одинешенек.
С этого момента и начинается новая жизнь для всех героев
фильма. Были они каждый сам по себе - гроза малышей Гусев, и ябеда Кукушкина, и
всезнающий шестиклассник, по прозвищу Академик, и юная гимнастка Майка. А
теперь у них появились общая тайна и общее дело - значит, и общая жизнь. Они
должны найти и защитить Электроника. Спасти Сыроежкина от грозящей ему расплаты
за обман учителей и родителей. Кому приятно узнать, что принял робота за
собственного сына? Уж легче предположить, что у ребенка болезненные фантазии,
чем такое...
Общая жизнь помогает каждому из ребят лучше понять себя и
другого, осознать нелепость принципа "только для себя". Сыроежкин,
честно заработавший пятерки и завоевавший победу своей спортивной команде,
добивается уважения и любви окружающих.
А Электроника похищает шайка злоумышленников из некого
государства. И тут начинает работать механизм приключенческого фильма. Правда,
тайные совещания членов шайки, их проезды, проходы, сама операция ограбления
откровенно спародированы. Но спасение города дано всерьез. Романтическая нота
звучит в том кадре, где Электроник поднимается на башню и город пробуждается от
торжественного боя старинных часов. Элик, совершивший героический поступок,
вызывает восторги, становится живой легендой.
История приключений Электроника идеально подходила для
телевизионного воплощения. В ней есть момент сенсационности, уникальности,
позволяющий почувствовать остроту мгновения, пережить его
"репортажно". Здесь есть герои действующие и герои переживающие, как
бы выполняющие на экране функцию зрителей. В самом сюжете заложены возможности
своеобразного психологического эксперимента (неизвестно, как поведут себя робот
и мальчишка, поменявшиеся местами) и одновременно - остроприключенческой
истории.
Как видим, телефантастика позволяет говорить о том, что
действительно волнует ребят. Она дарит зрителям обаятельных героев, укрупнив,
кристаллизовав в них черты, близкие сегодняшним детям. И вместе с тем она
свободно использует архетипы сказочных сюжетов. Все это и обеспечивает ей
безусловный, безоговорочный успех в детской телеаудитории.